Среда, 25.11.2020, 04:04

Забайкалье

Меню сайта
Наш опрос
Посещаете ли вы встречи выпускников?
Всего ответов: 908
Статистика
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Это интересно
  • Читаэнерго
  • Передать показания счетчика
  • Доска объявлений Чита
  • Маршрутки города Чита
  • Палитра веры

    Человек, облюбовав окрестности Читы еще в глубокой древности, непрерывно оставлял здесь следы своих религиозных верований. Это наскальные рисунки на Титовской сопке с изображением религиозных обрядов, захоронения в Дворцовском распадке, плиточные могилы не берегу озера Кенок и погребения на озере Ундугун близ Читы.

    Особое трепетное отношение сохранилось у многих читинцев к Титовской сопке и по сей день. Неслучайно в 1990 г. здесь был установлен православный крест, а в 2001 г. освящена часовня Святого Александра Невского. С тех пор на Титовскую сопку регулярно совершаются крестные ходы, участие в которых принимают сотни жителей города. Сопка является важным культовым объектом и для буддистов: каждый год местные ламы проводят на ее восточном склоне обряд обо, направленный, по их словам на укрепление энергетической силы Читы. Кроме того, в июне буддисты совершают здесь один из важнейших ритуалов – гороо, во время которого ведущие обходят Титовскую сопку, почитающуюся ими в качестве «родной горы», связаной с образом Ульгень – матери-прародительницы. Особым местом для них является бурятское обо – деревья, украшенные ленточками и флажками. Считается местом обитания духов и почитается как буддистами, так и шаманистами.

    Самым старинным из ныне сохранившихся религиозных памятников является Михайло-Архангельская церковь, в здании которой с 1985 г. располагается Музей декабристов. Храм этот построен в 1776 г. из толстых лиственничных бревен и признан искусствоведами единственным примером культовой деревянной архитектуры XVIII в. На территории России восточнее Байкала.

    До 1917 г. в Чите было немало и других православных храмов. Так, в начале XX в. Жители города посещали так называемый «Старый собор» на пересечении улиц Большой (ныне Ленина) и Якутской (ныне Островского). До 1917 г. в Чите насчитывалось больше десятка церквей: Иоанно-Предтеченская, Преображенская, Антониевская, Свято-Троицкая и др. В 1912 г. на Новособорнойплощали (ныне площадь Ленина) был освящен кафедральный собор Святого Александра Невского. Судьба его трагична: возводимый более двух десятилетий храм в 1936 г. был взорван.

    В 1870-х гг. в столице Забайкальской области был построен римско-католический костел, значительно увеличенный в размерах в 1898 г. В 1944 г. государством передан православной общине, с тех пор здесь располагается Свято-Воскресенский храм.

    В 1903 г. большая и богатая мусульманская община получила разрешение на строительство на улице Ленской (ныне Анохина) мечети и открытие при ней отдельного прихода. Мечеть действовала до 1935 г., затем была национализирована, 300 человек для совершения традиционного пятничного намаза, а по большим праздникам, таким как Курбан-байрам и Ураза-байрам, помолиться сюда приходят более тысячи мусульман.

    Хотя Чита и не относилась в «местам общей оседлости евреев», число их здесь было весьма значительным: в 1872 г. в городе проживало более 400 иудеев, и цифра эта неуклонно возрастала. В этом же году в областном центре на месте деревянной молельни построена новая каменная молитвенная школа, имевшая статус синагоги. В начале XX в. в Чите была построена 3-этажная синагога, перешедшая после установления советской власти в Забайкалье в государственную собственность. В 2002 г. вновь образованная еврейская община Читы разместилась в этом здании.

    Одной из основных религий Забайкалья является буддизм. В 1898-1899 гг. в центре города на территории сада Жуковского (ныне парк Окружного дома офицеров Российской армии) был возведен молитвенный дуган. Официально он считался лишь выставочным павильоном краеведческого музея, выстроенным в форме «ламаистского» храма. Культовые действия проводились в дугане с 15 августа по 15 сентября 1899 г. В ночь с 14 на 15 января 1914 г. здание дугана сгорело.

    Еще в XIX в. в Чите появились последователи протестантских течений. Первыми среди них стали немцы-лютеране, занятые в горной инженерии либо служившие в расквартированных здесь войсках. Рост числа лютеран совпал со строительством Транссибирской магистрали, и к середине 1920-х гг. их количество превысило 1500 человек. Однако к началу 1930-х гг. деятельность лютеранской церкви в СССР была запрещена, и только с 1999 г. в Чите вновь начали регистрироваться различные общины этого вероучения.

    К началу XX в. относится появление в Чите евангельских христиан-баптистов, которых к 1914 г. в городе было около 100 человек. Наибольшее распространение баптизм получил в 1920-е гг., после чего в 1930-х гг. его последователи подверглись репрессиям. Отдельные группы баптистов продолжали неофициально действовать в Чите до тех пор, пока в 1990 г. не состоялась передача верующим этой конфессии территории и здания военной комендатуры, на базе которой началось сооружение дома молитв «Антиохия».

    В те же годы в Чите сформировалась и первая группа адептов церкви «Адвентисты седьмого дня». 19 мая 1914 г. состоялось их первое богослужение в городе. Оно проходило в районе Большого Острова. В 1924-1928 гг. и затем с 1944 по 1960-е гг. эта церковь действовала в регионе легально, но до середины 1970-х гг. своих служителей у местных адвентистов не было. В 1991 г. эта община была официально зарегистрирована, а в 2005 г. верующие получили в собственность здание, расположенное на углу улиц Островского и Забайкальского Рабочего. Этот дом, являющийся памятником архитектуры, был отреставрирован, в нем устроен молитвенный зал, рассчитанный на 100 человек.

    Наиболее многочисленным течением протестантизма в Чите является пятидесятничество, объединяющее сегодня более тысячи последователей. Впервые оно появилось в городе на рубеже 1920-1930-х гг. В 1993 г. в Чите была открыта церковь «Спасение в Иисусу», руководство которой активно занимается социальной работой и ежегодно проводит в Чите так называемые «Марши Иисуса».

    Помимо вышеперечисленных церквей, протестантизм в Чите также представлен общиной «Свидетелей Иеговы», обосновавшейся в городе в 1955 г. имеющей собственный духовный центр – «Зал Царства», освященный в 2008 г.

    5 мая 1993 г. в Чите прошло первое богослужение Ново-апостольской церкви, после чего более 30 читинцев вступили в ряды этой общины.

    В июне 2002 г. кардиналом Йозефом Томко было освящено здание читинского храма Римско-католической церкви, воскресные мессы которого еженедельно посещает около 100 верующих.

    В эти же годы стало возможным вернуться к идее создания в Чите буддийского монастыря. 26 мая 2001 г. в Чите прошел молебен по освящению места строительства будущего дацана на улице Богомягкова. Возведение его завершилось 15 августа 2010 г. В этот день ПандитоХамбо Лама Дамба Аюшеев совершил обряд освящения первого читинского дацана Дамба Брайбунлинг.

    В сентябре того же года монастырь стал основной площадкой Дней тибетской культуры – серии мероприятий, проведенных в забайкальской столице ламами знаменитого ДрепунгГоман дацана Индии во главе с ОтогомРинпоче – секретарем Ассоциации буддийских перерожденцев. Благотворительный концерт, коллективные медитации и обряд Огненная Нужда - все это вошло в программу пребывания монахов в Чите. Но наиболее важной составляющей стал ритуал возведения мандалыЯмантаки, способной, по словам Ринпоче, уберечь жителей краевого центра от действия злых сил. 24 сентября мандала была разрушена, после чего освященный песок был развеян над рекой Чита.

    Таким образом, в начале XXI в. Чита вновь (как это уже было в начале XX в.) стала многоконфессиональной столицей Забайкалья, городом, где мирно сосуществуют люди разных вероисповеданий и этносов.  Однако основной доминантной в конфессиональной среде Читы остается Русская православная церковь, вернувшая за последние два десятилетия в свою собственность Иоанно-Предтеченскую и Свято-Преображенскую церкви, построившая большой кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Свято-Никольскую церковь в районе Читы-1, православное духовное училище, мужской монастырь в пос. Молоковка, а также значительное число часовен и молельных домов. 2 октября 2006 г. на городском Мемориале боевой и трудовой славы Забайкальцев открылась часовня Святого Георгия Победоносца, построенная при участии ЗабГГПУ. 8 сентября 2009 г. во дворе главного корпуса Читинского государственного университета епископ Евстафий освятил часовню преподобного Сергия Радонежского. Завершается возведение храма Святому Луке (Войно-Ясенецкому) на территории Читинской государственной медицинской академии.

    Интересное о Чите и Забайкальском крае