Декабристское движение оказало влияние не только на общее развитие свободолюбия и равенства в России. Общаясь с декабристами, многие простые люди меняли свое отношение к жизни и ее устройству. Пытаясь избавиться от декабристских настроений путем ссылки повстанцев на каторжные работы, царская власть лишь позволила проникнуть идеям и мыслям прогрессивной части общества вглубь страны.
Первые декабристы – Муравьев, Оболенский, Якубович и Давыдов – в июле 1826 года были отправлены в Нерчинский округ для отбывания наказания на каторжных работах. Чуть позже за ними последовало еще четверо соратников – Трубецкой, Волконский и братья Борисовы. Именно на Благодатском руднике сложился тот дружный коллектив единомышленников, который чуть позже станет центром прогрессивного сознания в Чите и Петровском Заводе.
В Читинский острог первые декабристы из Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей прибыли в январе 1827 года, затем сюда же отправили и узников Благодатского рудника. В конце 1827 года на территории Читинской области проживало и отбывало свое наказание уже 84 декабриста. Интересно, что население Читы в то время составляло лишь 300 человек, а с прибытием декабристов оно сразу же увеличилось в два раза. Вместе с узниками в Читинский острог было отправлено около двухсот человек охраны и даже прибыло два генерала. За своими мужьями-повстанцами последовали и их жены. Так, первой добровольно прибывшей в Читу была Елизавета Петровна Нарышкина – жена декабриста Нарышкина. Отстроив дом, она подала пример и другим женщинам, которые стали приезжать в Читу, чтобы быть рядом со своими мужьями. Но ехали не только жены. Полина Гебль последовала за своим возлюбленным Иваном Александровичем Анненковым. Они обвенчались в Старо-Читинской церкви, которую неофициально и называют Церковью декабристов. Сейчас в ней находится Музей декабристов.
Помимо работ основным занятием декабристов было самообразование – изучение иностранных языков, истории и осмысление причин своего поражения. В Чите ссыльные пробыли почти 4 года и потом были перенаправлены в Петровский острог. Именно там, примерно в 1832 году, постепенно стали заканчиваться сроки ссылки у многих декабристов и они начали возвращаться обратно. Но многие вернуться уже не смогли – сами декабристы, их жены и дети были похоронены в суровом Забайкалье. История Забайкальского края неразрывно связана с декабристским движением. Это был абсолютно новый этап в развитии края, когда местное население смогло узнать и увидеть то, чем живет прогрессивное российское общество и какие ценности в нем присутствуют, а декабристы, возможно, впервые смогли прочувствовать, как и чем живет коренное население российской глубинки.