Вторник, 02.03.2021, 15:54

Забайкалье

Меню сайта
Наш опрос
Посещаете ли вы встречи выпускников?
Всего ответов: 918
Статистика
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Это интересно
  • Читаэнерго
  • Передать показания счетчика
  • Доска объявлений Чита
  • Маршрутки города Чита
  • Главная » 2015 » Январь » 14 » История Кругобайкальской железной дороги
    00:00
    История Кругобайкальской железной дороги

     

    История Кругобайкальской железной дороги
     


    Строительство Транссибирской магистрали имело огромное значение для развития экономики России конца девятнадцатого, начала двадцатого столетия. Сибирский железнодорожный путь, по указу императора Александра третьего от семнадцатого марта года 1891, строился одновременно с запада и с востока, от Миасса Челябинской области и от Владивостока. Транссиб, ещё, называют стальным поясом России. Его протяженность более 7-ми тысяч километров от Уральских хребтов через Сибирскую тайгу до Дальнего Востока. «Золотой пряжкой» на этом «поясе» является участок от порта Байкал до станции Култук, и носит название «Кругобайкальская железная дорога» (КБЖД). Эпитет «Золотой» объясняется невероятными природными ландшафтами в сочетании с чудом инженерной мысли и потрясающими водными просторами озера, и тем – что это самый дорогостоящий осуществленный проект создания железнодорожного полотна.

    Изыскательские мероприятия, для подготовки проекта железнодорожного полотна соединяющего Иркутск и Мысовой, были начаты в 1984 году, инженерами Андрияновым Г.В. и Вяземским О.П. В 1985 году ими был представлен проект отрезка пути Иркутск – Байкал протяженностью 68 километров и понтонной переправой через Ангару. Но позднее было найдено более приемлемое решение, позволившее сократить протяженность участка от Иркутска до п. Байкал на четыре километра и не требующее сооружения переправы через Ангару.

    Этими же инженерами, были проведены исследовательские экспедиции, по результатам работы которых, было выдвинуто предложение строительства железной дороги по южному берегу озера Байкал.

    В 1987 году с проектом обхода озера Байкал по северному побережью выступили генерал А.П.Проценко. Для более детально изучения вопроса и установления целесообразности и рациональности проектов, была создана Забайкальская экспедиция. Руководил экспедицией русский потомственный инженер-путеец Орест Полиенович Вяземский. Итогом работы стал вердикт – «постройка и эксплуатация дороги в этом направлении будут достаточно трудоемкими и дорогостоящими».

    К строительству КБЖД приступили в конце 1889 года. Было пробито 39 тоннелей, построено 55 галерей, создано 280 подпорных стенок, сооружено 470 мостов, виадуков, и других объектов и сооружений обеспечивающих безопасное передвижение железнодорожных составов. Но опасность обрушения скальных пород и схода селевых потоков существовала и во время строительства, и позже – во время эксплуатации дороги. Первые составы по Кругобайкальской железной дороге прошли восемнадцатого сентября 1904 года, а официальное открытие состоялось – 16 октября 1905 года. Как полноправный звено Транссибирской магистрали в составе Забайкальской железной дороги, КБЖД просуществовала 51 год.

    Проведенные в 1940-1947 годах исследования по укреплению полотна, для обеспечения безопасности движения, дали неожиданный результат. Стоимость работ оказалась экономически невыгодной, более практичным и менее опасным вариантом было предложено строительство участка Иркутск – Слюдянка через Большой Луг. Которое и было полностью завершено к 1956-му году. Основное движение Транссибирской магистрали перевели на новый участок, КБЖД пришла в упадок. Ангарский левобережный участок пути, соединяющий Иркутск и п. Байкал, был демонтирован в 1956-м году, и полностью затоплен в 1958-м году, образовавшимся водохранилищем введенной в эксплуатацию Иркутской гидроэлектростанции.

    В настоящее время КБЖД является историческим памятником красоты инженерной мысли и невероятного упорства строителей, позволивших своим героическим трудом соединить Европейскую часть России с Сибирью и Дальним востоком.

    Просмотров: 1026 | Добавил: Maks | Теги: История Кругобайкальской железной д | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]